Николай Дмитриевич Кашин (1839-1920гг.)
Музыкальный критик… Сегодня мы произносим это словосочетание обычно с несколько ностальгическим оттенком. В самом деле, музыкальный критик как профессия – явление, исчезнувшее или в лучшем случае почти исчезнувшее в нашей культурной жизни.

Николай Дмитриевич КашинТак или иначе, подлинные профессиональные критики, посвящающие свою жизнь преимущественно этой сфере деятельности, в музыке (в отличие от театра, кино, литературы) исчезают.
Среди музыкальных критиков прогрессивного направления конца XΙX – начала XX века видное место принадлежит Н.Д. Кашкину.

Детские и юношеские годы Кашкина прошли в Воронеже. Он рано научился играть на фортепиано и мечтал о музыкальной карьере. В 1860 году Кашкин приехал в Москву. Здесь его судьбу решили встреча с известным в то время пианистом и композитором А.И. Дюбюком с Н.Г. Рубинштейном, который предложил сотрудничать в газете «Московские ведомости». «Таким образом, - вспоминает сам Кашкин, - по инициативе Н.Г. Рубинштейна началась моя рецензентская деятельность, и я был, между прочим, первым, который начал вести в Москве в газете постоянную музыкальную хронику».

Музыкальная жизнь Москвы 60-70х годов XΙX столетия – отличалась разнообразием и интенсивностью. Кашкин жадно впитывал впечатления московской жизни, активно откликаясь на новые события. С 19863 года по приглашению Н.Г. Рубинштейна в музыкальных классах, организованных при Московском отделении РМО.

С 1862 года Кашкин стал выступать как музыкальный критик в московских периодических печатных изданиях. «Русская музыкальная газета», «Музыкальный современник», позже – «Музыка», он сотрудничал в газетах «Московские ведомости», «Русские ведомости».

Круг вопросов, освещаемый Кашкиным в его статьях, чрезвычайно широк. Он анализировал творчество композиторов-классиков, определял важнейшие черты их стиля, отстаивал авангардную роль русской музыки на международной арене, приветствовал появление новых композиторских имён.

Кашкин продолжал традиции русской музыкальной критики, развитие В.Ф. Одоевским, Н.Н. Серовым, В.В.Стасовым. Он много внимания уделял творчеству М.И. Глинки, был талантливым исследователем наследия композитора.

Кашкину принадлежит видная роль в пропаганде творчества П.И. Чайковского, сочинения которого всегда были в центре внимания критика. Он внёс значительный вклад в изучение наследия А.С. Даргомыжского, композиторов «Могучей кучки» (особенно Н.А. Римского-Корсакова), Серова. В его работах отражена, и деятельность молодого поколения композиторов того времени: он высоко ценил творчество С.И. Танеева и А.С. Аренского, А.К. Глазунова, С.В. Рахманинова и А.Н. Скрябина, А.К. Лядова и В.С. Калинникова, анализировал их произведения, отмечал особенности стиля.

Большое место в работах Кашкина занимала зарубежная музыка. Его статьи, посвящённые Орландо Лассо и Дж. Палестрине, И. Гайдну и В.А. Моцарту, Л. Бетховену и композиторам-романтикам, сыграли важную роль в освещении основных художественных тенденций музыкального искусства прошлого.

Чрезвычайно важное место в жизни Кашкина занимала педагогическая работа. Свыше сорока лет жизни посвятил он педагогике.

В последние годы жизни педагогическая деятельность Кашкина протекла в Казани, где он преподавал в музыкальном училище, читал лекции на факультете изящных искусств Казанского университета.

Педагогическая работа оставила след и в музыкально-критических трудах Кашкина: широкое понимание задач музыкального просветительства и культуры нашло отражение в брошюре «Русские консерватории и современные требования искусства», в историческом очерке «Первое двадцатипятилетие Московской консерватории». Целый ряд работ Кашкин посвятил вопросам систематического музыкального образования, воспитания художественных кадров в России.

Критическая деятельность Кашкина, одного из ярких представителей русского музыкознания, представляет важную часть наследия критической мысли, является примером беззаветного служения прогрессивным идеалам отечественного искусства.