Крупнейший композитор, талантливый педагог, вдумчивый критик-публицист, Д.Б. Кабалевский являлся активным участником всех важнейших общественных начинаний в художественной жизни страны. «Мне глубоко импонирует весь облик его – отмечал Д.Д. Шостакович, - облик русского советского интеллигента, художника-гуманиста социалистической эпохи.

Кабалевский Дмитрий БорисовичКабалевский начал творческую деятельность во второй половине 20-х годов. В Московской консерватории он занимался по двум специальностям – сочинению (первоначально – в классе Г.Л. Катуара) и фортепиано (класс А.Б. Гольденвейзера).
Важную роль в становлении личности молодого композитора сыграл Н.Я. Мясковский.

30-е годы для Кабалевского – время бурного созревания таланта и мастерства. «Больше впитывать в себя жизнь, полнее дышать тем воздухом, которым дышит вся наша страна», - так писал композитор на страницах газеты «Музыка» в 1937 году. Эти слова, обращённые к коллегам-композиторам, определяют его взгляд на творчество, его музыкально-общественное кредо. В этот период он создаёт «Поэму борьбы» для хора и оркестра , Первую симфонию (1933) была создана к десятилетию со дня смерти В.И. Ленина. Это произведение глубоко трагедийного плана, названное автором «реквиемом памяти великого вождя».

В 30-е годы Кабалевский уделяет большое внимание музыке для кино и театра. К этому времени относятся создание музыки к фильмам «Петербургская ночь», «Аэроград», «Щорс», «Антон Иванович сердится». Напряжённая деятельность композитора в различных музыкальных жанрах подготовила его крупную творческую удачу в области оперной музыки: в 1937 году была закончена была опера «кола Брюньон» по одноимённой повести Р. Роллана. Премьера состоялась в 1938 году на сцене Ленинградского Малого оперного театра. Опера завоевала популярность у слушателей, а в 1927 году автору была вручена Ленинская премия.

С первых дней Великой Отечественной войны композитор обращается к героико-патриотической теме. Он пишет песни, ряд камерных сочинений, крупные вокально-симфонические произведения (кантату «Родина великая», хоровую сюиту «Народные мстители»), оперу «В огне».

Наиболее ярко тема Отечественной войны раскрыта в опере «Семья Тараса», созданной на сюжет повести Б. Горбатова «Непокорённые». Опера с успехом шла на сценах советских и зарубежных театров.
Образцы Великой Отечественной войны ещё долго волновали композитора. Память тех, кто погиб в борьбе с фашизмом, Кабалевский посвятил грандиозный Реквием для солистов, двух хоров и большого симфонического оркестра (на стихи Р. Рождественского, 1962).

В разные периоды творчества по-разному складывались художественные устремления композитора. Но одной теме он оставался верен на всех этапах своей творческой биографии. Это тема молодости. Вдохновенный певец юности, Кабалевский посвящает советской молодёжи свои вокальные и инструментальные произведения. В числе самых популярных и любимых слушателями произведений Кабалевского – триада инструментальных концертов, посвящённых советской молодёжи.

О молодёжи Кабалевский рассказывает в оперетте «Весна поёт», юности посвящена его последняя опера «Сестры».

Кабалевский Дмитрий БорисовичМного внимания уделял Кабалевский воспитанию молодёжи; для детей и юношества он читал лекции в концертных залах и по радио, в школах и пионерских лагерях. Профессор Московской консерватории, он являлся одним из руководителей класса сочинения.

Д.Б. Кабалевский – видный учёный-музыковед. Он автор ряда оригинальных работ, связанных с важными и острыми проблемами современного музыкознания и композиторского творчества, а также критических статей.

Активно участвуя в борьбе за мир, укрепляя дружеские связи с музыкантами зарубежных стран, композитор часто представлял советское искусство за рубежом.

Потребность быть нужным – качество больших мастеров, к которым относился Д.Б. Кабалевский.