«Спящая красавица» - жемчужина хореографического репертуара. Нет балетного театра, который бы не обращался к этому шедевру. Мало того, музыка балета заняла прочное место и на концертной эстраде.

Спящая красавицаСюжет «Спящей красавицы» до крайности прост и отлично знаком нам с детских лет. Всю интригу затеяла злопамятная фея Карабос. Это по ее воле от укола веретена королевская дочь Аврора заснула вечным сном. Однако она ничего не смогла противопоставить усилиям доброй феи Сирени. С ее помощью благородный принц Дезире попадает в сказочный лес, где находит спящую Аврору и пробуждает влюбленным поцелуем. Злые чары рассеяны, любовь и счастье торжествуют. Но именно Чайковский поднял незамысловатый сюжет до возвышенной поэмы, которая более ста лет волнует зрителей всего мира, заставляет их переживать горести героев, радоваться вместе с ними. Музыка здесь не просто танцевальна, она пронизана эмоциональным пафосом, точно очерчивает и повороты сюжета, и образы центральных действующих лиц.

Он приступил к балету ещё в 1888 году, а премьера состоялась лишь в январе 1890 года. Но это лишь внешнее впечатление. В рукописи композитора есть такая пометка: «Кончил эскизы 26 мая 1889 вечером в 8 часов. Слава богу! Всего работал десять дней в октябре, 3 недели в январе и неделю теперь: итак, всего около 40 дней».

К осени начались репетиции. Ставил балет знаменитый Мариус Петипа, дирижировал опытный Риккардо Дриго. Состав исполнителей также подобрался первоклассный – Карлотта Брианца (Аврора), Павел Гердт (Дезире), Мария Суровщикова-Петипа (фея Сирени). На генеральной репетиции присутствовал сам Александр ΙΙΙ. В дневнике композитор записал: «Очень мило!!!» - и тут же: «Его величество тренировал меня очень свысока. Господь с ним».

Отклики на премьеру были неоднозначны. Одни считали, что Чайковский растрачивает свой талант на банальные пустяки, других не устраивала симфоническая насыщенность балетной партитуры. На это весьма основательно возражал критик газеты «Новое время» М. Иванов: «Новинка в области балета «Спящая красавица», музыка которой написана Чайковским, составляет теперь самое крупное явление в музыкально-театральной области. К этому мнению присоединился и Г. Ларош, назвавший «Спящую красавицу» одним из перлов творчества Чайковского. Время подтвердило такую оценку…