«Если мне удавалось писать музыку, которая вошла в народ, то при этом я преследовал иную цель, нежели предлагать пустое развлечение. Я хотел завоевать сердца людей, проникнуть в их души…» Так определил свое кредо Феранц Легар – композитор, которого один из биографов назвал «гроссмейстером серебряного века оперетты». Он истинный классик мирового музыкального театра.

Франц ЛегарЛегар не сразу стал классиком, не сразу нашел свой особый путь в музыке. Уроженец венгерского городка Комаром (на чешской границе), он учился в Парижской консерватории и затем пошел по стопам отца – военного капельмейстера. Переломным, определяющим в его биографии стал концерт, где в первом отделении юный Легар вместе с другими военными дирижерами вставал за пульт военного оркестра, которым во втором отделении руководил сам Иоганн Штраус. Популярность пришла к нему сразу же после того, как в 1902 году в театре «Ан дер Вин» отзвучала увертюра к «Венским женщинам». Из зала раздался возглас: «Браво, вот он, грядущий гений!».

Второй большой успех Легару принесла оперетта «Плетельщик корзин», поставленная «Карлтеатром» Вены. «Веселая вдова» (1905) произвела фурор, невиданный со временем Иоганна Штрауса. Каждый отдельный номер, каждая мелодия из нее стала шлягером.

В 1909 году славу эту укрепил и умножил триумф – премьера «Графа Люксембурга». Вдохновенная музыка нашла отзвук у слушателей. Критики сходились в том, что главное очарование Легара в танцевальных ритмах наполненных сильным ароматом славянской, венгерской и прежде всего благоухающей Парижем мелодики.

Взаимоотношения композитора с критиками, с музыковедами-специалистами не были безоблачными. Определяя оперетту как жанр социальной сатиры, критики нередко укрепляли Легара в отходе от этой линии, в преобладании черт лирической комедии, в сентиментальности, в отсутствии остроты.

Легар был подлинным сыном габсбургского многонационального конгломерата. Всякая ограниченность была ему чужда, он обращался своим искусством ко всем и каждому и прежде всего к простым людям. Кончилась первая мировая война, и снова публика валом валила на новые и новые оперетты своего любимца: «Где поет жаворонок» (1918), «Фраскита» (1922), «Паганини» (1925).

Все перечисленные произведения он посвятил Вене, и здесь же они увидели свет. В конце 20-х годов премьеры трех его новых оперетт подряд впервые состоялись в Берлине: «Страна улыбок» (1919), «Царевич» (1927), «Фридерика» (1928).
К тридцати годам Легар был на вершине славы.

Немецкая оккупация Австрии, война, болезни заставили замолкнуть голос Легара. С 1945 года он жил в уединении в Цюрихе, а в начале 1948 года вернулся в Австрию, в городок Бад Ишль, где провел оставшиеся немногие дни. На вилле герцогини фон Сабран, где он жил, открыт музей композитора, проходят не-подалеку фестивали оперетты, в которых его произведения занимают, естественно, весомое место.