Генри Пёрселл (1659 – 1695 г.г.) – величайший английский композитор, создатель национальной оперы – прожил короткую и, несмотря на широкую популярность, трагическую жизнь музыканта, чьи новаторские устремления не встретили поддержки у современников и не получили развития у последователей.

Генри ПёрселлСведения о жизни музыканта недостоверны. Родился он летом или осенью 1659 года, вероятно в Лондоне, в семье придворного композитора, певца и лютниста. В десять лет начал петь в детском хоре Королевской капеллы. Обучался пению, игре на органе и клавесине, композиции под руководством видного композитора П. Хемфри.

С 1677 года он – придворный композитор, а ещё через пять лет – и органист Королевской капеллы. На этой службе он и пробыл до самой смерти.
Будучи придворным музыкантом, Пёрселл писал произведения для придворных празднеств и торжественных событий. Опубликовал сборник трио-сонат, посвящённых Карлу ΙΙ. В предисловии к этому сборнику композитор подчёркивал своё стремление приобщить англичан к серьёзному искусству.

Обращаясь ко всем жанрам современной музыки. Пёрселл за пятнадцать лет творческого пути создал свыше ста духовных сочинений.
Наивысшим достижением Пёрселла явились произведения для театра, в которых раскрылся его талант драматурга; нередко он принимал непосредственное участие в постановках, а иногда и сам выступал как актёр и певец-бас. Однако именно в театральных жанрах положение композитора оказалось наиболее трагическим. За три года до смерти в предисловии к «Королеве фей» он писал о необходимости поддержки нарождающейся английской опере. Но в Англии в силу общественно-исторических особенностей развития не было условий для становления и расцвета оперного жанра. Лишь единственный раз удалось композитору осуществить свою мечту, создав оперу «Дидона и Эней», свободную от традиций придворного и городского театра.

В «Дидоне и Эней» воплощены характерные черты стиля Пёрселла. Его музыке присущ отчётливый национальный склад, в котором нашли претворение многовековые достижения английской культуры: ладовые обороты и синкопированные ритмы, народная полифония и танцевальные жанры вплоть до принципов формообразования (вариации на остинатный бас в традициях народно-танцевальных «граунд»). Изумительное мелодическое богатство сочетается с редким совершенством интонаций английской речи, прежде всего ораторской и поэтической, яркость жанровых, фантастических пейзажных картин – с психологической углублённостью раскрытия лирической драмы. Единственная опера Пёрселла опередила свою эпоху, отличаясь от современной ему итальянской и французской цельностью, целеустремлённостью развития, разнообразием оперных форм и во многом предвосхитив осуществлённую через сто лет после рождения аглийского композитора оперную реформу К.В. Глюка.